Если бы Focal перенацелила флагманскую «Утопию» с рынка High End Audio на Ultra Luxury, подняв ее ценник до небес, мы бы вообще не удивились – у этих исполинов есть все, чтобы возглавить список самых дорогих акустических систем мира. Но французская компания остается верна аудиофильским идеалам. И сейчас мы узнаем, на что способны колонки, которые, возможно, являются самыми совершенными в современной индустрии звуковоспроизведения.
Ровно 25 лет назад Focal удивила всех, представив Grande Utopia – акустику, в которую компания вложила все имеющиеся у нее научные, исследовательские и инженерные ресурсы. Для отрасли французский проект был далеко не первой попыткой создания «абсолютных колонок» с параметрами, перекрывающими возможности человеческого слуха. Тем не менее, разработка Focal от прочих отличалась по всем статьям: характеристиками и размерами, отделкой и конструкторской новизной, невиданными аудио технологиями и материалами.
Выпущенные впоследствии Grande Utopia второго поколения и вовсе казались системами недосягаемыми – и это несмотря на то, что некоторые производители уже стали выдвигать на рынок акустику еще более дорогую, ценой под $1 млн за пару (неофициальный рекорд, кстати, принадлежит экстравагантным мониторам Hart Audio D&W Aural Pleasure за пять миллионов долларов, но их немыслимая цена получалась из-за корпусов из золота).
И что такое после этого 30 млн рублей за изумляющие своим шиком «Гранды»? А если вычесть из их цены эксклюзивную отделку, показанную на фото, то обойдутся колонки клиенту «всего» в 200 тысяч евро, что делает их весьма привлекательными системами в «абсолютной лиге» по соотношению цена/совершенство. Не удивительно, что компания стала получать на флагманскую модель отнюдь не единичные заказы (подтверждение сказанному в виде серийных номеров можете найти на наших снимках) и была вынуждена поставить сборку гигантов в заводе Сент-Этьене буквально на один поток с более доступными «Утопиями».
Но давайте посмотрим на Grande не как на предмет роскоши, а как на аудио компонент, к которому прилагается инструкция по эксплуатации (а заодно и отдельный мануал по распаковке/сборке – акустика доставляется в четырех деревянных контейнерах брутто-массой под тонну).
В компоновке – никаких компромиссов. Все пять драйверов размещены в отдельных монументальных корпусах с «гамма-структурой» (материал, получаемого склейкой нескольких плит MDF). Причем пищалка находится точно в акустическом фокусе двух среднечастотников, а угол схождения осей излучения можно настраивать механическим регулятором.
Самый крупный 40-сантиметровый басовик работает в полосе до 80 Гц в фазоинверторном оформлении и примечателен тем, что магнитное поле внутри драйвера создается не постоянным магнитом, а специальными обмотками, по которым протекает ток от внешних блоков питания. Электромагнитный принцип имеет ряд преимуществ: позволяет сделать массивный тяжелый драйвер более чувствительным и настраиваемым на требуемую отдачу (уровень подмагничивания задается селекторами на EM-блоках).
Второму 27-сантиметровому НЧ-драйверу отпущена полоса до 220 Гц. Размещается он в закрытом корпусе, и для своего калибра является очень «быстрым» и отзывчивым динамиком (благодаря фирменной «мультиферритовой» магнитной системе и крайне жесткому легкому композитному диффузору). Обратите внимание, что отвечает за высокий бас он и в буквальном, и в переносном смысле – поднят над уровнем пола аж на метр семьдесят. Что это дает? Если высота потолков в помещении не кратна этому значению (3,4 или 6,8 метра), то мы легко избегаем усиления одной из самых неприятных «бубнящих» составляющих в составе низкочастотных резонансов комнаты.
Прочее наполнение нам знакомо по другим моделям Utopia последнего третьего поколения – Scala Evo и Maestro Evo. Здесь мы получаем два 16,5-сатиметровых среднечастотника с диффузорами из почти невесомого W-сэндвича. В их конструкции применен фирменный антирезонансный подвес TMD и магнитная система NIC с нейтрализованными вихревыми токами – эти инновации позволили понизить уровень гармоник и неравномерность АЧХ на рабочем отрезке до невиданных для динамических головок значений. А дополняет и разделяет всю эту композицию 27-миллиметровая пищалка IAL2 из чистого бериллия с заново оптимизированной «бесконечной» обратной камерой.
Подчеркну один важный момент. Тридцать лет назад инженеры Focal могли остановиться на любых технологиях – взять, скажем, классическую бумагу, металлы, пластик или керамику, придумать какие-то свои улучшающие покрытия для традиционных тканевых или металлических пищалок. Но в итоге компания предпочла малоизученные композиты и инвертированные купола и с потрясающим упорством доводила их до идеала на протяжении целых десятилетий. И я скажу, что не зря. Кому выпала возможность оценить звучание всех поколений «Утопий», подтвердит вам, что прогресс в этом деле достигнут грандиозный.
Например, с первых же звуков Grande удивляют такой же редкой и удивительной самоустраняемостью, которая свойственна и другим «Утопиям» третьего поколения. Если тракт подобран правильно, то акустика словно вообще исчезает из поля воспроизводимых событий. Конечно, физически она присутствует в комнате, но в ее звучании нет ни тени «аппаратности», а в музыке – даже каких-то признаков воспроизведения как такового. Саунд настолько выверен, что в нем просто нечего описывать!
В чем тогда разница? В том, что образцовая гармоническая нейтральность здесь приведена в полное соответствие с пространственной трехмерностью, а точнее с тем, как мы ее воспринимаем. И это главная фишка этих систем. Образы исполнителей не претерпевают какого-то «зуммирования» и получаются абсолютно естественными в своих кажущихся очертаниях. В масштабе один к одному флагманы Focal при проигрывании преподносят и все крупные источники звука: рояль выходит зрительно крупным и цельным по тембру, от бочки исходит не просто звук, а буквально ударная волна, туба на форте вообще «дует» так, что ощущаешь физическую внутреннюю дрожь... Даже если речь идет о воспроизведении сцены, которая не «вписывается» в комнату, то и она получается один к одному – орган, записанный в зале с высокими сводами, например, звучит так, будто его тембральное «полотно» вставили в высоченную пространственную раму, выходящую за все физические пределы вашего помещения.
Самое интересное, что иллюзия живого исполнения рождается почти всегда – при прослушивании аудиофильских записей и цифровых хай-резов, музыкальных релизов обычного «коммерческого» качества (если, конечно, они не загублены компрессией и извращенным сведением) и даже бутлегов, сделанных вообще на непрофессиональной аппаратуре. Порой даже не можешь понять, что ошеломляет больше — пугающая натуралистичность звучания безупречной аналоговой фонограммы, которая записывалась напрямую самыми крутыми «Нойманами» и изданная вдобавок на тяжелом виниле на 45-ой скорости (я про один из японских релизов Tsuyoshi Yamamoto Trio) или казавшееся совершенно невозможным воскрешение музыки из какой-нибудь технически убитой записи (типа архивной оцифровки граммофонных раритетов или какого-нибудь пожатого саундтрека из видеоролика, снятого на смартфон в музыкальном клубе).
В общем, лояльность к записи любого качества у Grande Utopia просто поразительна! И с этим достоинства связан единственный недостаток: с этими системами очень трудно заставить себя нажать на кнопку «стоп». Они заставляют слушать. Не себя, не звук, а именно музыку.
Впрочем, есть еще одна проблема, характерная вообще для любых дорогих систем особо крупного формата. Все они предъявляют чрезвычайно строгие требования ко всему окружению, причем подбор адекватных по классу источников и усилителей решает задачу от силы только на 30 - 50%. Поскольку колонки обладают полным басовым диапазоном и могут выдавать любые динамические уровни, им обязательно нужен зал площадью более 50 - 60 квадратов (желательно с «плавающим» полом и капитальными стенами), подобранная акустическая обработка всех поверхностей для устранения ранних отражений и порхающего эха, а также безупречно найденное дистанционирование относительно стен и точки прослушивания. Руководство к Grande Utopia предлагает воспользоваться специальной математической формулой, чтобы научно искать такие точки в помещении, где не будут возбуждаться низкочастотные резонансы.
Однако в отличие от других систем абсолютного класса, Grande Utopia вполне совместимы с акустически неподготовленными обычным жилыми помещениями – большими гостиными, например. Описывая конструкцию, я не упомянул о настраиваемых кроссоверах, которые позволяют скорректировать характеристику каждой частотной полосы в пределах +/-3 дБ. Эти фильтры появилась еще в «Грандах» второго поколения, но по-прежнему уникальны – они связаны друг с другом очень дорогой внутренней разводкой, сделаны на подобранных компонентах (конденсаторы, например, на этапе проектирования подбирали аж из 40 предложенных производителями вариантов), и позволяют перенастроить колонки из линейного «студийного» режима на такое звучание, которое даст верный музыкальный баланс именно в комбинации с конкретным помещением. Таких вариантов адаптации более 1400, поэтому поиск наилучшей расстановки и подходящего кроссоверного профиля даже у самого опытного настройщика может занять от нескольких дней до нескольких недель.
В нашем тесте юстировку тракта под помещение удалось заметно ускорить благодаря процессору в предварительном усилителе Classe Delta PRE, в который заложена масса инструментов для гибкой коррекции. И я принципиально рекомендовал бы заказывать Focal Grande Utopia в таком сочетании, чтобы иметь исчерпывающий арсенал для получения абсолютного звука.
Но вообще-то столь изысканная и шедевральная акустика заслуживает не только подбора достойного тракта и кабелей, но и постройки специального зала с тщательно просчитанными акустическими свойствами. Вот тогда вы сможете не просто воспроизвести музыку, а воссоздать ее как альтернативную реальность, причем в самой захватывающей и эмоциональной форме.